Сергей Вильянов | биография
и другие статьи автора
Невесело встретят Новый год компании, чей доход в значительной
степени строится на «бюджетных» звуковых картах (ценовой диапазон
до 15$). Если в 2001 и даже в начале 2002 года интегрированный
в материнские платы звук был чем-то из разряда экзотики, то сегодня
в разных видах - от полностью программного кодека AC-97 до «железного»
шестиканального контроллера от C-Media или nVidia - он присутствует
в каждой материнской плате. Да, «бесплатный» 1 звук отнюдь не идеален, и на продажах звуковых карт
высокого класса его наличие сказалось мало, но, как мы знаем,
флагманы редко делают кассу; главные прибыли капают именно с дешевенького
low-end. Мне приходилось наблюдать, как серьезные геймеры, которым
буквально предопределено покупать SoundBlaster Audigy, перед походом
в магазин решали попробовать интегрированное решение, и… поход
откладывался на неопределенный срок. В конце концов, чтобы услышать
нюансы, нужна хорошая акустика и большое желание хозяина, а многогигагерцовые
процессоры легко справляются с расчетом шести каналов и программной
эмуляцией ЕАХ 1.0/2.0, если таковую от них затребуют записные
игроки.

Однако не стоит думать, что на рынке звуковых карт ничего серьезного
не происходит. Выход Creative SoundBlaster Audigy в конце 2001
года установил, простите за высокий штиль, новый стандарт звучания
в домашних системах. 24-битный звук в сочетании с поддержкой частоты
дискретизации 96 кГц и сильно улучшенной технологией EAX версии
3.0 (Advanced HD), главное же - возможность услышать разницу по
сравнению с SoundBlaster Live! невооруженным ухом вызывали реальные
опасения. А ну как продукт столь революционен, что конкуренты
ничего подобного создать не смогут в ближайшее время и придется
нам покупать Audigy по каким-то безумным ценам?
К счастью, опасения не подтвердились. Весьма оперативно появилась
Acoustic Edge от Philips (на чипе ThunderBird Avenger), которая
при аналогичной цене 2 отличается от изделия Creative только отсутствием
поддержки EAX 3.0. Причем оная требуется лишь игрокам, а для пользователя-меломана
продукция Philips может оказаться даже предпочтительнее. Если
на время забыть о любви наших покупателей к ОЕМ-вариантам, стоит
вспомнить о Terratec PCI DMX 6fire, в комплект которой, подобно
Creative Audigy Platinum eX, входит внешний блок с дополнительными
разъемами, оптическим выходом и «железными» регуляторами уровней
(весь комплект - за 130 долларов; для сравнения - Creative Audigy
Platinum eX стоит сегодня 190).

Вспомним и Audiotrak Prodigy192 (170$), первую из массовых карт,
научившуюся воспроизводить 192-килогерцовый звук. Увы, этого весьма
сомнительного достоинства (где вы видели музыкальные файлы, записанные
с такой частотой?) оказалось недостаточно, чтобы оправдать высоковатую
цену. Ведь никаких внешних блоков к Prodigy в комплекте не идет.
Ну, и финальный аккорд - ноябрьское явление народу Creative SoundBlaster
Audigy2. Как водится, с момента появления пресс-релиза до отгрузки
готовых карт в магазины проходит некоторое время, поэтому производитель
стремится выпустить могучую маркетингово-дымовую завесу, чтобы
потенциальный покупатель, переваривая ее, скоротал в ожидании
месяц-другой. Итак, нам обещают соотношение сигнал/шум 106 Дб
(только на передней и задней паре динамиков; центральные и сабвуфер
ограничены 90), поддержку стандарта 6.1 (2 динамика спереди, два
сзади, передний и задний центры плюс сабвуфер - как в самых современных
домашних кинотеатрах) и (внимание!) истинный 24-битный звук при
частоте до 192 кГц. Истинный - потому, что в первой Audigy 96-килогерцовый
звук, конечно, воспроизводился, но с конвертацией в 48-килогерцовый
3,
а 192 кГц и близко не было. Впрочем, стоит оговориться, что 192
кГц Audigy2 воспроизводит только в стереорежиме, а во всех остальных
придется «довольствоваться» 96 килогерцами. Версия ЕАХ осталась
прежней, в играх семиканальный звук пока замечен не был, поэтому,
с учетом довольно высокой цены новинки - $130 - мы поставим ее
на вершину пьедестала, а сами, наверное, ограничимся серебряным
призером этого года и золотым прошлого - SoundBlaster Audigy,
который и по сей день чудо как хорош. Кстати, немало людей до
сих пор пользуются SoundBlaster Live! 5.1 и не считают себя в
связи с этим ущербными или обделенными.
Однако сколь бы ни хороша была звуковая карта, испортить плоды
ее трудов плохо сделанным набором акустики - дело плевое. Динамик
как таковой - устройство довольно древнее, и все мало-мальски
подходящие для его создания материалы - от картона до шелка -
испробованы. Заставить две колонки (будь корпус их сделан хоть
из пластика, хоть из вольфрама 4)
звучать действительно объемно невозможно, поэтому весь 2002 год
наблюдалось экстенсивное развитие, а именно переход всех любителей
качественного звука на акустику стандарта 5.1 или, как минимум,
4.1. Дедов Морозов - производителей качественных акустических
систем, к счастью, гораздо больше, чем их коллег из цеха звуковых
карт, поэтому интересных новинок в их мешках - предостаточно.
Среди демократичных 4.1-комплектов обнаруживаем Labtec Arena 530 5
($75), Genius SW41 ($65) и Altec Lansing ATP4 ($70). Берем чуть
выше и готовимся получить удовольствие от встречи со стандартом
5.1: Philips Surround Power A 3.500 и A 3.600 (соответственно,
$115 и $135), Altec Lansing 5100 ($210), Creative Inspire 5.1
Digital 5700 ($285) и (барабанная дробь!) Cambridge MegaWorks 6 510D ($345).
Вместе
с Audigy2 были объявлены, а теперь потихоньку появляются на прилавках
российских магазинов новомодные комплекты стандарта 6.1. Пока
реально можно купить лишь Creative Inspire 6.1 6700 ($140), но,
учитывая малую распространенность соответствующих звуковых карт
(одна-единственная на весь рынок, и вы ее знаете), изобилие и
не требуется.
В ближайшее время нам стоит ожидать появления 6.1-решений от других
производителей (Philips, Terratec, возможно - C-Media), попутно
разрушится «естественная» (и временная) монополия Creative на
семиканальную акустику. Не надо быть пророком, чтобы к середине
2003-го предсказать появление интегрированного 6.1 звука во всех
материнских платах, благо, трехгигагерцовые процессоры к тому
времени станут обыденностью, и просчитать на один канал больше
для них не составит никакого труда. Также с большой достоверностью
можно предположить, что через несколько месяцев Creative объявит
что-то вроде EAX 4.0, придумав для новой версии своей выдающейся
технологии имя покрасивее 7.
И если она не будет работать на старых Audigy, а в очередной новомодной
игре появится корректная ее поддержка, то потянутся толпы унылых
геймеров в магазины и магазинчики, а в следующем новогоднем «ДК»
мы непременно дадим рекомендацию положить под елку какое-нибудь
лекарство от искусственной ущербности.
В общем, срочно предлагаю выпить за полное отсутствие фантазии
у маркетологов фирм-звуковиков в следующем году и продолжить путешествие
вокруг кибер-елки. Коллеги вон сколько всего под нее положили…
1 (обратно
к тексту) - В кавычках - потому, что подарки бывают только под
новогодней елкой, а все остальное вами так или иначе оплачивается.
2 (обратно к тексту)
- Средняя цена на Price.ru - 70 у. е. К сожалению, предложений немного.
3 (обратно к тексту)
- Не думайте, что у меня такие чувствительные уши, я про это в Интернете
прочитал.
4 (обратно к тексту)
- А внутри каждой могут находиться хоть сто динамиков размером с
пивную пробку.
5 (обратно к тексту)
- Кстати, фирма Labtec, один из известнейших и старейших производителей
компьютерной акустики, была в 2002 г. взята под крыло не менее известной
Logitech. В 2003 стоит искать акустику Labtec под новой маркой.
6 (обратно к тексту)
- Читай - Creative.
7 (обратно к тексту)
- Например, Reality SE. Хотите, читайте не расшифровывая, как «Реальность
- специальная редакция», а можно SE написать, как Super Environment,
и смысл всплывет поближе к поверхности. |